Римское право

>ЮстицияРимское право – система права, развившаяся в Риме, а позднее в Римской империи в период между основанием города (753 до нашей эры) и падением Восточной Римской империи (Византии) в 1453 г нашей эры. В истории римского права ученые выделяют, прежде всего, античный (вплоть до падения Рима в 476 г нашей эры) и средневековый периоды; иногда к ним добавляют период от средневековья до наших дней, в течении которого нормы римского права хотя и не применялись, но оказали существенное влияние на современные системы права.

В развитии античного римского права в свою очередь выделяют три основных этапа. В доклассический (от древнейших времен до 1 века до нашей эры) его нормы были рассчитаны на патриархально-натуральное хозяйство. В классический период (1-3 века нашей эры) оно было приспособлено к торговому обороту и денежному обращению. Особенность римского права послеклассического этапа (4-6 века) состояла в том, что развитие определялось не только разработкой новых правил и норм, сколько стремлением кодифицировать уже имеющиеся. 

Государственное устройство существенным образом влияло на содержание норм права. Так, в период монархии (753-510 до нашей эры) они учитывали власть царей, советов старейшин и народных собраний. В период республики (510-31 до нашей эры) они отражают различия в правовом положении римских граждан. Полноправными были только квириты. Латиняне, т. е. жители латинских колоний, были подданными Рима, но обладали меньшими правами по сравнению с квиритами. Чужеземцы (так называемые перегрины) первоначально не обладали реальными правами, но постепенно их статус был улучшен. Они пополнялись за счет граждан побежденных Римом государств, сдавшихся на милость победителя (несдавшиеся обращались в рабов). Их правовое положение регулировалось сложившейся постепенно особой правовой системой – «правом народов» (jus gentium). Лишь в период империи (31 до нашей эры – 476 нашей эры) правовое положение перегринов в отношении собственности и брака уравнялось с положением рисских граждан, особенно после закона Каракаллы, объявившего всех подданных империи римскими гражданами; перегримами стали считаться иностранцы, жившие в Риме.

Среди свободных жителей существовало деление на патрициев и плебеев. Плебеи вели длительную (5-3 века до нашей эры) борьбу с патрициями за право быть включенными в состав римского народа и за уравнение в правах с патрициями. Одним из результатов этой борьбы стало принятие Двенадцати таблиц (451-450 до нашей эры). Таблицы содержали основные правила, регулировавшие совершение сделок с участием названных выше категорий лиц, рассмотрение споров, установление уголовных наказаний и пр. Эти правила были начертаны на деревянных и бронзовых таблицах, размещенных на центральной площади Рима – Форуме.

Рассмотрение споров в позднереспубликанский период осуществлялись в 2 стадии. На первой истец приходил к магистрату и излагал свое требование к ответчику в определенных словесных формулах. Ответчик был обязан ответить на эти требования признанием или отклонением их, также сформулированным в определенных выражениях. Магистрат принимал к сведению выраженные сторонами позиции и направлял дело на вторую стадию. На этой стадии дело рассматривалось по существу судей, т. е. лицом, выбранным по соглашению сторон из предложенного магистратом списка. Судья оценивал предоставленные сторонами доказательства и выносил обязательное для них решение.

Толкование правовых норм осуществляли коллегии понтификов, т. е. жрецов консультировавших как сенат, так и частных лиц по вопросам права (помимо толкования законов понтифики вели ежегодную запись важнейших событий, а так же ведали составлением и исправлением календаря). Эти же коллегии составляли словесные формулы, по средствам которых истцы излагали свои позиции. От собирательного названия этих формул – legis actiones – судебный процесс, ведшийся с их использованием, получил название легисакционного. Коллеги понтификов, таким образом, заложили основу судопроизводства в Древнем Риме.

Несколько позднее, примерно с 250 года до нашей эры, стал складываться слой профессиональных юристов из числа лиц, хорошо знавших законы и обычаи, способных толковать законы и давать юридические советы тем, кто в них нуждался. Некоторые из них писали книги по вопросам права; наибольшую известность приобретали те, кто посвящал свои труды преимущественно частному праву, т.е. договорам, обязательствам, собственности, наследованию, браку. Муций Сцевола, Марк Юний Брут и Манилий Манилий стали считаться основоположниками римского частного права.

Высокопоставленные магистраты, и, прежде всего преторы, стали к этому времени делать при вступлении в должность особые заявления, эдикты, где они указывали, каким образом они будут осуществлять свои функции. Их преемники обычно воспроизводили содержания эдиктов своих предшественников, внося в них собственные добавления или изменения. С течением времени совокупность таких эдиктов образовала особую систему правовых норм (edictum tralaticium), изменять их преторы уже не могли, но были вправе принимать самостоятельные решения по таким вопросам, которые не имели точной санкции в действующем праве либо не могли быть окончательно урегулированы однажды принятой нормой (обычно по вопросам о возмещении причиненного вреда). Относившиеся к таким случаям преторские решения образовали со временем новый свод юридических правил, известных как jus honorarium, а эдикты, в которых они содержались, стали таким же объектом толкования, как и традиционные нормы частного права. Первоначально претор по делам перегринов имел большую свободу в принятии таких решений, чем претор по делам римских граждан, но постепенно компетенции их сблизились до почти полного совпадения.

Начиная примерно с 150 года до нашей эры, т. е. с позднереспубликанского периода Римской империи, действующее право существенно изменяется. Так, для заключения брака становится достаточно простого согласия, вводиться свобода развода. Для установления опеки стало достаточно завещательного распоряжения либо указания претора; распространилось наследование по завещанию, бурно развивалось договорное право. На смену легисакционному пришел формулярный судебный процесс; в ходе него претор уже не был сторонним наблюдателем, а давал правовую квалификацию спора. Символические ритуалы и религиозная обрядность утрачивает правовое значение; разрешение споров, толкование правовых норм приобретают в этот период светский характер, а их исполнение обеспечивается государственным принуждением.

Широкое развитие товарных отношений приводит к постепенному отниманию ранее сохранявшихся различий в правовом статусе граждан, перегринов и чужеземцев. Римское право начинает действовать на огромных пространствах государства как регулятор общественных отношений, участники которых состоят из товаропроизводителей. В конце республики и в период ранней империи (начавшийся после принятия Октавианом титула Августа в 27 году до нашей эры) оно приобрело высокий уровень юридической техники, лаконичную обоснованность решений. Его рациональной основой стало учение о естественном праве (jus naturale). Согласно этому праву, правомерным признавалось лишь то, что соответствовало естественному разуму, принципам нравственности и справедливости, общим и обязательным в жизни наров, руководствующихся принципами «доброй совести» (bona fidae). Многие вытекающие из этого учения положения (например, о том, что все люди равны и рождены свободными, о равенстве граждан перед законом) отражались в книгах известнейших римских юристов – Павла, Ульпиана, Гая, Папиниана, Марциана и других, хотя эти положения и противоречили многим реалиям тогдашнего Рима – рабству, произволу гражданских и военных чиновников, императорской власти и социальному равноправию в целом. Тем не менее именно работам этих авторов и других авторов римское право обязано сохраняющейся за ним на протяжении многих столетий репутацией самой совершенной из всех известных форм права, имеющей в основе частную собственность. «Писаным разумом» называли впоследствии римское частное право за чеканность и глубину его формулировок, многие из них стали крылатыми выражениями: «Когда закон что-либо извиняет в прошлом, он запрещает это на будущее» (Ульпиан).

Император Юстиниан свел воедино все римское право, систематизировав правовые тексты, устранив из них отжившие нормы и придав единообразие действующим. Специальная комиссия юристов во главе с Трибонианом отобрала из 3 миллионов сторк книжного текста (это объем свыше 2 тысяч книг 39 римских авторов) 150 тысяч строк, представлявших собой извлечение из суждений наиболее авторитетных юристов Рима. Совокупность этих извлечений была разбита на 50 разделов – книг. Каждая из книг подразделялась на титулы. Титулы именовались согласно тематике содержания в них параграфов («О предъявлении исков», «Об обещании заплатить деньги», «Об отчуждении залогов и ипотек» и др.); книги собственных наименований не получили. Весь сборник получивший название Дигесты или Пандекты, был издан в 533 г. Он стал составной частью еще более крупного создания норм римского права – Свода римского гражданского права. (Corpus juris Civilis), работа над составлением, которого завершилась в 565 году. Свод состоял из 4 частей: кодекс Юстиниана, заключавшего в себе хронологически расположенные императором указы (конституции), принятые до 529 года; новелл, включавших указы более позднего периода (535 -565); дигест; институций или элементов (изданных 2 ноября 533 года в качестве учебника, но наделенных по указанию Юстиниана силой закона).

Свод римского права Юстиниана оставался в силе в Византии до конца 9 века, когда составлявшие его 4 части были сосредоточены в едином уложении – Базилике, изданном на греческом языке. Номинально это уложение сохраняло силу вплоть до падения Византии.     

Недостаточно прав для комментирования